Детско-родительский тренинг "Шаг навстречу"
13 декабря 2016
13 декабря в нашем саду состоялся первый детско-родительский тренинг «Шаг навстречу». Работа в данном направлении проводится с целью улучшения взаимоотношений между членами семьи и умения знать и понимать своего ребенка.
Цель первого тренинга: оказание психолого-педагогической поддержки семьям, всестороннее сопровождение воспитания и развитие детей, посещающих ДОО.
Задачи:
- знакомство друг с другом;
- научиться знать и понимать своего ребенка;
- обогащение совместного эмоционального опыта;
- развитие коммуникативных навыков.
В ходе тренинга проводились различные игры и упражнения на развитие памяти, творческого воображения, коммуникативных способностей, снятие психо-эмоционального напряжения. Основная задача была предоставить родителям возможность задуматься о значении игры в жизни ребенка.
Оборудование: дерево искусственное; вырезанные листики; степлер; бейджики; булавки; мяч; бусы; свечка.
Ход тренинга: Знакомство.
Оформление «визитки», написать на бейджике то имя, которым хочется чтобы называли участника тренинга.
Игра «Давайте познакомимся»
Задача: развитие памяти и коммуникативных способностей.
Дети становятся в кружок, тот, кому брошен мячик, называет свое имя, а все остальные ребята в кругу повторяют его.
Далее взрослые встают с детьми в круг, и игра продолжается с участием родителей.
«Дерево целей»
Цель: дать возможность участникам группы высказать свои ожидания от предстоящего мероприятия. Взрослые участники пишут на листике свои ожидания, цели от тренинга и прикрепляют к дереву.
"Пересядьте те, кто… " или "Встаньте те, кто..."
Цель упражнения: помочь участникам ближе узнать друг друга.
Стоящий в центре круга (для начала им буду я) предлагает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает общим признаком. Например, я скажу: "Пересядьте все те, кто родился весной" - и все, кто родился весной должны поменяться местами. При этом, тот, кто стоит в центре круга, должен постараться успеть занять одно из освободившихся мест, а кто останется в центре без места, продолжает игру.
Я немного упростила вариант проведения этого упражнения и провела игру "Встаньте те, кто..."
Я задавала в быстром темпе вопросы, например: "Встаньте те, кто любит бананы", "Встаньте те, кто любит манную кашу", "...у кого есть сын", "кто в детстве мечтал стать врачом" и т.д.
После выполнения упражнения обсуждение:
- Какие ощущения вызвало у вас это упражнение?
- Как ваше настроение?
- Не правда ли, общего в нас больше, чем различий?
Родители: ответы родителей.
Далее определение правил работы группы: Я ознакомила родителей с основными правилами, которых будет придерживаться группа. Правила функционирования группы определились путем совместного выбора наиболее приемлемых для данной группы участников правил.
Правила принялись всей группой.
- Правило здесь и теперь. На занятиях можно пользоваться только той информацией, которую участник предоставляет о себе сам за время групповой работы. Прошлый опыт не обсуждается и не может предъявляться в качестве аргумента
- Правило эмоциональной открытости. Если участник что-то думает или чувствует здесь и сейчас, то ему надо об этом сказать, выразить свои чувства.
- Правило стоп. Каждый имеет право сказать: У меня есть чувство, но я не хочу о нем говорить, мне больно.
- Правило искренности. Говорить следует только о реальных чувствах, а не о тех, которые его бы успокоили, оправдали или обидели.
- Правило Я-высказывания. Каждый говорит любую фразу только от своего имени.
- Правило конфиденциальности. Рассказывать о том, что было на тренинге, как вел себя тот или иной член группы, какие проблемы решал, - неприемлемо с точки зрения этики. Кроме того, групповые процессы должны осуждаться в группе, а не за её пределами.
- Правило активности. Каждая детско-родительская пара работает в группе от начала до конца тренинга. Необходимо быть активным участником всех предлагаемых игр, упражнений и заданий.
Упражнение «Машины». Цель: снижение психоэмоционального напряжения. Участники группы разбиваются на пары (родитель и ребёнок). Ребёнок в роли «машины», а родитель в роли «мойщика» машины. В течение 5 минут «машину» приводят в порядок: моют, протирают, полируют, проговаривая свои действия, используют как можно больше ласковых слов. После выполнения упражнения обязательно - обсуждение. Часто в отношениях между родителями и детьми не хватает поглаживаний, которые выражаются как в физическом прикосновении, так и вербальном. Упражнение «Командир — подчиненный». Цель: умение контролировать свои действия. "Командир" управляет моделью человека из проволоки, группа повторяет движения модели.
Упражнение «Командир — подчиненный». Цель: умение контролировать свои действия. "Командир" управляет моделью человека, группа повторяет движения модели.
Упражнение «Тигры, мыши и слоны». Участники разделились на две команды, каждая выбирала, каких животных будет изображать. Тигры – руки вытянуты вперед, угрожающе рычат; Мыши – движутся присев, руки на голове подрагивают, как ушки, негромко попискивают; Слоны – наклонены вперед, сложенные руки раскачиваются, словно хобот, иногда трубят. Выигрывала та команда, чей зверь может прогнать другого: тигр прогоняет мышь, слон – тигра, мышь – слона.
Обсуждение по кругу «Зачем нужна игра» Цель: предоставить родителям возможность задуматься о значении игры в жизни ребенка. Участники по очереди высказывали свое мнение по поводу значения игры в жизни ребенка. После обсуждения я подвела итог, говоря об игре как ведущей деятельности, с помощью которой развиваются все психические функции ребенка.
Игра с бусами.
Цель: развитие творческого воображения. Родители и дети учились выкладывать узоры и фигуры из бус разной длины и разного цвета. - дорожку, улитку, лодочку, птичку, песочные часы, бабочку, цветок. Но в начале, как я и предвидела :)) все их примерили на себя :) мужчины и мальчики - не исключение :)
Коллективный рисунок из бус «Дом, в котором счастлив я»
Цель: создать атмосферу общности, способствовать созданию праздничного настроения, сплочения группы. Дети и родители совместно создают коллективную картину из бус, строят дом. Раскладывают бусы на полу, под спокойную музыку сначала выстраивают основание дома, затем воздвигают стены, крышу.
Шеринг. На листочках написать то, что получил от тренинга. И разместить с листом «ожиданием». Прощание со свечой. « Я хочу, что бы пламя этой свечи уничтожило все ваши печали и невзгоды, тепло этой свечи согрело ваши сердца и души, её свет озарил ваши лица улыбкой и любовью Д-р пара «я тебя люблю», пожелания участникам. А теперь мысленно поблагодарим, друг друга за работу, вздохнем и дружно погасим свечу.
Подарки и До новых встреч!